вторник, 8 января 2019 г.

Проектная деятельность


                                Проект  на тему: «Народное творчество»


                                                           Паспорт проекта

Наименование учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  
«ДС №245 г. Челябинска»
Автор проекта
 Тремасова С.В.
Нормативно – правовые основы разработки проекта
1.     Конвенция ООН о правах ребенка;
2.     Закон РФ «Об образовании»;
3.     ФГОС ДО;
4.     ООП ДОУ  МБДОУ «ДС №245 г. Челябинска»
Наименование проекта

 «Народное творчество»
Тип проекта

информационно-познавательный
Продолжительность проекта

Средней продолжительности
Цель проекта
формирование у детей интереса к русскому народному творчеству
Задачи проекта
 приобщение детей к истокам русской народной культуры;
 разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность;
 создавать необходимую предметно-развивающую среду;
 развивать творчество и фантазию, воспитывать интерес к русской культуре, обычаям и традициям;

Способствовать развитию взаимопонимания между детьми и родителями;

Развивать педагогическую компетентность родителей.

Сроки реализации
Ноябрь-декабрь 2018 г.
Участники проекта
 Воспитанники, педагоги, родители, специалисты

Планируемый образовательный результат
·        Научить детей понимать художественный язык, с помощью которого выражается смысл народных обрядов, сказок и хороводов.
·        Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
·        Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Программа реализации педагогического проекта
1.     Изучение психолого-педагогической литературы по  проблемам проекта.
2.     Изучение положительного педагогического опыта, использование народного творчества для воспитания детей дошкольного возраста.
3.     Разработка плана работы с детьми. 



Актуальность проекта
 «Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует на них как музыка».
В.Г.Белинский.
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.
1.     Новизна: создание картотеки скороговорок, пословиц, поговорок и  музей  «Народное творчество», созданного силами педагогов и родителей.

Цель: формирование у детей интереса к русскому народному творчеству
          Задачи: -  приобщение детей к истокам русской народной культуры;
                         -  разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность;
                         -  создавать необходимую предметно-развивающую среду;
                         -  развивать творчество и фантазию, воспитывать интерес к русской культуре, обычаям и традициям;

                        - Способствовать развитию взаимопонимания между детьми и родителями;
               - Развивать педагогическую компетентность родителей


Содержание программы выстраивается с учетом следующих принципов:
  1. Принцип комфортности. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации.
  2. Погружение ребенка в творческий процесс. Реализация творческих задач достигается использованием в работе активных методов и форм обучения.
  3. Опора на внутреннюю мотивацию. Учитывается опыт ребенка и создание эмоциональной вовлеченности в творческий процесс, что способствует повышению работоспособности.
  4. Принцип деятельности. Переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстника, к самостоятельным. От самого простого - до заключительного, максимально сложного задания.
  5. Принцип вариативности. Создание на занятиях условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий и т.п.
  6. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Предполагает создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое.

Механизмы реализации проекта
Реализация поставленных задач проходит в три этапа:
        I этап - подготовительный
        II этап - основной
        III этап -  итоговый


I этап - подготовительный
Направление работы
Содержание деятельности
сроки
1
Работа с детьми
Сформировать для детей проблемные вопросы :
- Как бы мы жили без творчества?
- Зачем человеку нужно творчество?
- Какую пользу приносит человеку творчество?

01.11-15.11.2018
2
 Взаимодействие с родителями
Ознакомление с проектом родителей. Анкетирование родителей. Совместная деятельность.
Консультация для родителей на тему ««Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»
Подбор литературы в библиотеку для родителей по теме
3
Работа педагогов
Изучение педагогической литературы. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта,  Создание системной паутинки по реализации проекта.
Диагностика родительской анкеты на тему «Русское народное декоративно-прикладное творчество в жизни ребенка»
Подборка консультативного материала для родителей.

II этап –основной

Направление работы
Содержание деятельности
Сроки
1
Работа с детьми
Совместная и самостоятельная деятельность
Познавательное развитие ОПОИ СМ:
Беседа «Народное творчество»;
«Знакомство детей с историей и особенностями русского народного костюма».
ФЭМП: работа  с карточками-заданиями «Сосчитай игрушки», выполнение штриховки.
Художественно-эстетическое развитие: продуктивная деятельность
Организация выставок работ «Ремесло-всегда добро»
Лепка «Красна изба пирогами» приготовление пирожков из соленого теста; «Горшочек вари» лепка из глины
Рисование «Расписные дощечки» (городецкая роспись), силуэты для раскрашивания
Аппликация «Украсить матрешку геометрическими фигурами»,
Конструирование «Кукла-оберег»
Музыкальное развитие заучивание песенки «Во поле березка стояла», игры на музыкальных инструментах, разучивание танца «Приглашение»;
Дидактическая игра «Узнай народный музыкальный инструмент по звуку»
Обыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Чтение художественной литературы и заучивание поговорок и пословиц
Труд: мытье игрушек, стирка кукольного белья
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери», Путешествие в старину»
ИКТ – презентация по теме
                                                                 С 16.11-16.12.2018

2
Взаимодействие с родителями
Сбор предметов быта в музей «Народного творчества» в группе
 Консультация «Как воспитать любовь и уважение к любимой игрушке»
Мастер-класс для детей с родителем  по изготовлению поделки «Петушок»
3
Работа педагогов
Организация образовательной деятельности. Создание картотеки, выставок детских и совместных  работ .
Подбор афоризмов, высказываний великих людей о роли народного творчества в воспитании и развитии ребенка
Подбор материала для совместной деятельности с родителями и детьми.

III этап – итоговый
Направление работы
Содержание деятельности
сроки
1
Работа с детьми
Анализ проделанной работы.
 Обобщение  наработанного материала.
Выставка детских рисунков
Обобщение опыта работы
                  С 17.12-20.12.2018г     
2
 Взаимодействие  с родителями
Отзывы родителей
Создание музея  «Народное творчество», созданного силами педагогов и родителей.

3
Работа педагогов
Создание презентации  опыта работы по проекту в ДОУ.
Пополнение материалом блога «Непоседы».
Публикация проекта  во Всероссийский педагогический портал.
Фотовыставка совместной деятельности детей, родителей и педагогов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ :
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы  приобщаем  детей к родной культуре, помогаем  им войти в мир прекрасного, учим  видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждать  потребность любить и радоваться жизни.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Завершить  позвольте словами Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи». 
1.     Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивая личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
2.     Продолжать  пополнять  музей  русской  старины. 
3.  Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества.
4.     Оформление практического пособия для воспитателей


Литература:
 А., Маханева М. Д. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
 КупринаЛ. С., Бударина Т. А. « Знакомство детей с русским народным творчеством ».
Лялина Л. А. « Народные игры в детском саду ».
Скоролупова О. А. « Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно - прикладным искусством ».








Комментариев нет:

Отправить комментарий